Дерево для бани – секреты древности — всё о банях

История и традиции русской бани: краткий очерк

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».

Понятие русской бани и ее появление

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара.

Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара.

Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое.

На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев.

Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж.

Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук.

Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловки — устройства для ловли и обезвреживания блох, в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела. И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар.

Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника.

Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А.

Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X-XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V-VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня.

И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю.

Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь.

В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»).

После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар.

Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой.

Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой.

В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека.

Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления.

А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И.

Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия.

Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто».

Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья.

И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Читайте также:  Порядовки печи для бани: технология кладки - всё о банях

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности.

Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу.

Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня. 

Источник: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Мистика и секреты русской бани

Русская банька — небольшая бревенчатая избушка, деревенская «ванная комната», построенная почти возле каждого дома. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее? Однако испокон веку наши предки относились к ней с особым почтением. Ведь баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым — настоящим окном в иное измерение.

Баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым — настоящим окном в иное измерение.

Навьи чары

О том, что баня — постройка загадочная, говорит ее история. Более тысячелетия назад славяне стали строить подобные домики, и не только для гигиенических процедур, но и отдавая своеобразную дань умершим предкам.

Считалось, что духи ушедших в иной мир людей — навии — должны совершать необходимые им омовения и ради этого они пользовались банями живых.

В определенные дни славяне жарко топили бани, оставляли там чистые полотенца и, как следует поддав пару, уходили, после чего не смели даже приближаться к заветному месту некоторое время.

Нужно отметить, что зачастую проводилась нехитрая проверка, заставляющая хозяев поверить в то, что их мыльню действительно посещали гости из потустороннего мира. Так, прежде чем закрыть баню перед приходом навий, на полу рассыпали немного золы и пепла, после чего почти всегда на таком «ковре» обнаруживались отпечатки куриных лапок. Но куры-то в баню не заходили!

Приход христианства уничтожил многие языческие традиции, а вот бань новые веяния почти не коснулись. Однако именно в то время было выпущен ряд негласных церковных распоряжении, касающихся мылен, которые просуществовали вплоть до XX века.

Так, в бане — месте, где обитает нечистая сила, — запрещалось вешать иконы, а «мыльную утварь» — тазы, шайки и банные веники — нельзя было заносить в дом. Вымывшись, человек должен был окатить себя холодной водой или же окунуться в озеро или пруд, дабы отогнать от себя нечисть.

Но даже такое очищение не давало ему права посещать храм Божий в банный день. Вот потому-то и считалось большим грехом мыться в среду, пятницу и воскресенье — святые дни — и по православным праздникам.

Таким образом, банным днем стала суббота, свободная от церковных служб, также изредка считалось возможным мытье во вторник и четверг.

Не только сама мыльня, но и место, где она построена — «банище», — считалось нечистым. На месте сгоревшей бани или разобранной обветшавшей долгое время нельзя было строить избу, иначе, по поверью, нечисть не даст покоя хозяевам нового жилища.

Что говорить о годах минувших, когда и в наши дни можно легко убедиться в уникальности банных домиков. Если проехать по любой заброшенной деревушке, можно наблюдать такую картину: дома, покинутые хозяевами, разваливаются, простояв заброшенными несколько лет. А вот бани выглядят крепкими, как в день постройки, будто их охраняют неведомые навьи чары.

Банные хозяева

Наши предки считали, что потусторонние сущности, обитающие в бане, самые злобные и непредсказуемые из прочей дворовой нечисти. Возглавлял пантеон «мыльных» духов банник — маленький пучеглазый старичок с густой бородой. Считалось, что хозяин мыльни обитает в «банном озере» — в воде, что собирается под полом бани после мытья и стирки белья, или же за каменкой.

Согласно некоторым поверьям, банник поселяется в мыльне сразу же после ее постройки, и чтобы задобрить капризного старичка, люди приносили ему жертву — задушенную черную курицу, которую закапывали под порогом новостройки. Другая версия гласит, что банник вместе с семейством заселялся в мыльню только после того, как под ее полом соберется достаточное количество воды.

Чтобы ладить с хозяином бани, людям приходилось соблюдать целый ряд строгих правил. Мыться разрешалось только до наступления темноты, а после полуночи наши предки вообще боялись переступать порог бани. Ни в коем случае нельзя было посещать мыльню пьяным, а уходя, следовало оставлять баннику немного воды в ковше, кусочек мыла и веник, чтобы хозяин мог ночью вдоволь попариться.

Приходя в баню, следовало поздороваться с хозяином и попросить у него разрешения помыться. Напарившись, уходить из бани нужно было пятясь, не поворачиваясь к парилке спиной.

Тех, кто нарушал эти правила, ждало страшное наказание. В лучшем случае рассердившийся банник мог ошпарить провинившегося кипятком или напугать до полусмерти, а в худшем — «запаривал» ослушников до смерти. Людей, слишком задержавшихся в бане, хозяин выгонял со своей территории, обернувшись огромным котом с шерстью колючей, как иглы ежа.

Долгое время наши предки верили в то, что банник — мужчина семейный. Жену хозяина мыльни прозывали шиши-гой. Это была здоровая толстая бабища с растрепанными космами сырых волос и длинными острыми когтями.

Никогда, ни при каких обстоятельствах наши предки не посмели бы поторапливать человека, мывшегося в бане.

Ведь если шишига слышала, как кто-то зовет парящегося, то тут же хватала бедолагу и утаскивала его за печь или же обдирала с него мясо до самых костей.

Гораздо добрее относилась к людям маленькая старушка, обитающая в мыльнях, — баба-банница.

Считалось, что эта бабушка могла снять любою хворь и всегда помогала занедужившему человеку, обратившемуся к ней с добром и лаской. Однако рассеянным мамашам следовало опасаться банницы.

Ведь если оставить в бане без присмотра ребенка, старушка мигом утащит малыша, подбросив на его место уголек или старый веник.

Девичья магия

С особым почтением к баньке относились незамужние девушки. Ведь гадания и привороты, сделанные в ней, были самыми верными. Однако прежде чем ворожить в заповедном месте, красавицам следовало ублажить банника, так как его предсказания считались самыми верными.

И если напророчит хозяин мыльни бедного и пьющего жениха — придется незадачливой ворожее всю жизнь мучиться с никудышным мужем. Кроме того, отправляясь ночью в баню, девушки нарушали главное правило банника, запрещающее приходить к нему в неурочное время.

По этой причине, готовясь к ворожбе, потенциальные невесты приносили с собой в баню кусок хлеба, посыпанный крупной солью, который оставляли на печке-каменке.

Кроме всего прочего, баня помогала девушкам стать «румяней и белее» и вообще превратиться в настоящих красавиц. Так, юные крестьянки, мечтающие о пышном бюсте, терлись грудью о наружный угол бани.

Просватанная девушка обязательно накануне свадьбы шла в баню вместе с подружками. Ополоснувшись, невеста аккуратно собирала стекшую с нее воду, чтобы потом незаметно добавить ее в еду жениха и его родственников. Данный обряд гарантировал девушке ласковый прием в семье мужа, а также долгую и счастливую супружескую жизнь.

Совет и любовь

Долгое время было обязательным посещение бани молодоженами на второй день после свадьбы. Причем нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми молодой пары. Новоявленные супруги шли в баню рано утром, ее для них жарко топили сваха и дружка жениха.

Прежде чем звать мыться жениха и невесту, пар в бане поддавали медом, а на угли кидали хмель и кусочки хлеба, чтобы молодые всегда жили в достатке и довольстве.

Когда баня была готова, родители жениха благословляли молодоженов таким наказом: «Жена, мужа почитай, как предков своих; муж, жену береги, как трубу на бане!» Отправляясь в баню, молодая жена несла с собой новое полотенце — подарок баннику, чтобы тот принял ее как нового члена семьи, разрешал впредь пользоваться своей мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.

Вернувшимся из бани молодоженам мать невесты вручала сверток, в котором лежали жареная курица и специальный пирог-банник. Супруги обязательно должны были съесть это угощение до последней крошки, чтобы избежать бед и несчастий в семейной жизни.

«Банник, помоги родить!»

Еще наши предки свято верили, что рождение ребенка в бане гарантировало легкие роды и счастливую жизнь новорожденному. Причем в бане роженица находилась с повитухой не меньше трех дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.

Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение матери и ребенка, приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить».

Затем она брала малыша на руки, и трижды обходила с ним вокруг бани, шепча при этом старинные заговоры и призывая высшие силы даровать новорожденному счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.

Все то время, пока роженица с младенцем жили в бане, их нельзя было ни на минуту оставлять без присмотра. Иначе баба-банница утащит младенца, или же сам банник подсунет вместо новорожденного своего ребенка — нескладного увальня с узкими глазами, который не доживал и до пяти лет.

По истечении трех дней женщина с новорожденным возвращалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мать впервые показывала младенца его отцу.

То время, что роженица жила в бане, считалось «женскими днями», и нарушить уединение матери не мог ни один мужчина.

Исключение делалось для деревенских колдунов или знахарей, если требовалась их помощь при трудных родах или неожиданной болезни новорожденного.

Источник: http://MirChudes.net/mysticism/840-russkaya-banya.html

Дерево для бани и сауны: из какого лучше, -инструкция по монтажу своими руками, фото

Дерево для бани – секреты древности

Русская баня из дерева настолько популярна в народе, что к классической триаде «настоящих мужских дел» – дом, сын, колодец – не худо бы добавить еще одно: срубить баньку.

Материал для бани из дерева подбирается также тщательно, как древесина для музыкальных инструментов. Сбросанная наспех из первых попавшихся бревен банька никогда не «зазвучит». И пар в ней будет не тот, и запах не такой, и веник не к душе…

Читайте также:  Дефлектор на дымоход: какие конструкции бывают + как соорудить простой вариант самому? - всё о банях

Дерево – древнейший материал для строительства бани.

Вечный спор: дубрава, роща, или бор

В жарких дебатах на тему – из какого дерева баня лучше – испокон веку трещали под ударами кулаков столы, табуретки, а порой и носы. Банные фанаты не отстают по накалу страстей от фанатов футбольных.

Лучшее дерево для сауны и бани не названо до сих пор. Каждый гуру банного дела отстаивает свой вариант, а сауны в авторском исполнении вообще могут похвастаться десятком и более пород дерева в своем интерьере.

Наш рассказ – инструкция, а скорее, путеводный набросок, нечто вроде затесок на таежной тропе. Фото и в этой статье помогут вам определиться с выбором, а затем и построить своими руками милую сердцу настоящую русскую баню из дерева. Начнем мы с правил общих, они вам пригодятся вне зависимости от того, какое дерево для строительства бани придется вам по душе.

Общие правила заготовки древесины

Готовить древесину желательно с ноября по март. Причины просты: летом в стволе циркулирует сок, содержащий сахара. Насыщенная влагой и «сладкая» древесина – лакомый кусочек для грибов и бактерий.

Собираясь зимовать, дерево максимально выгоняет влагу из тканей, «высушивает» само себя, чтобы в морозы вода не порвала растению сосуды. Поэтому зимняя древесина сухая и звонкая, готовить и хранить ее гораздо легче.

Заготовкой древесины лучше заниматься с ноября по март.

Старайтесь не брать больные и суховершинные деревья для бани, потому как больной организм будет «транслировать» вам свои не очень хорошие биоритмы, даже находясь в срубе. Это проверено веками, не стоит пренебрежительно махать на опыт поколений рукой.

Что рядом выросло, из того и строим: отечественные породы

Зеленое море тайги далеко не однородно. Какое дерево годится для бани, а какое лучше приберечь для других целей – прекрасно знали наши предки, а сейчас узнаете и вы.

Все, что шумит кронами в наших лесах, подразделяется на два вида: хвойные и лиственные.

Для бани – на выбор:

  • Хвойные – сосна, лиственница, ель, пихта, кедр;
  • Лиственные – осина, липа, дуб.
  1. Сосна наиболее распространена, поэтому цена на ее древесину в два раза ниже, чем на ту же лиственницу. Порода прочная и легкая в обработке. Сруб из сосны мало подвержен усушке, его не ведет. Сосна не доставит малоприятных сюрпризов даже начинающему плотнику, и если вы решили срубить баню своими руками, то сосна – удачный выбор для вас.

Совет! Слабое место сосновой древесины – повышенная «симпатия» к ней жучков и древесных грибов. Но таким недостатком больны все наши породы. Разве что дуб, да еще «сибирский дуб» – лиственница – паразитам не по зубам.

  1. Лиственничная баня – показатель того, что хозяин все строит на века. Неопытным рукам древесина лиственницы вряд ли поддастся, даже саморез в нее вкрутить, не смочив его олифой – проблема. Сруб из лиственницы надо делать целой бригадой, потому что бревна очень тяжелые. Зато лиственница отлично держит жар, баня из нее растапливается быстро, а остывает медленно.
  1. Ель в банном срубе смотрится красиво. Светло-золотистый легкий сруб украсит ваш участок, и не потребует мощного фундамента. Авторитеты в плотницком деле предпочитают мелкослойную северную ель: ее гораздо меньше ведет.

Совет! Сосна, лиственница и ель могут доставить некоторое неудобство тем, что выделяют смолу. Решается это либо отделкой парной осиновой вагонкой, либо полок относят на некоторое расстояние от стен.

  1. Древесина пихты для бани используется редко. Эта порода чрезвычайно уязвима к гнилям и синеве, хотя очень легко обрабатывается. Пихтовую баню ставят, когда ничего другого нет под рукой, либо как заведомо временный вариант.
  1. Кедр сибирский – аристократ наших лесов. И баня из кедра, скорее, удел аристократов. чем рядового человека. Но, если вам досталось некоторое количество кедровых досок, можно с успехом пустить их на резную отделку бани. Кедровая древесина – мечта всех резчиков по дереву.

Сибирский кедр в естественной среде обитания.

  1. Осина ты, осина, никчемная лесина: ни жару, ни пару, ни угля к самовару… Видимо, там, где сочиняли эту присказку, бань из осины не делают. А зря.

Осиновые бревна не трескаются, прекрасно хранят тепло, и не нагреваются чрезмерно. Осиновый полок никогда не «подарит» вам занозу в самое натруженное место офисного служащего. Осины у нас не просто много – её очень много, поэтому стоит она буквально копейки.

Осина – доступный материал для бани.

  1. Липовая баня – это достояние русской банной культуры. Имеет мощный лекарственный эффект для легких, особенно в сочетании с липовым же медом. Дышится в липовой бане очень легко. А в целом, липовый сруб и осиновый очень похожи по характеристикам.

Интерьер бани из липы.

  1. Дубовый сруб – примерно то же, что и лиственничный, только без смолы. Дуб редко попадает под лесозаготовки.

Легендарный дубовый веник.

Гости заморские, и не очень

Мега популярно в саунах африканское дерево – абаш. Оно не нагревается, и делают из него полки.

Абаш используется главным образом для отделки, в качестве основного материала выходит дороговато.

Финны обратили внимание на серо-оранжевую древесину приполярного сухостоя сосны. А наши соотечественники вылавливают со дна рек мореный лес, оставшийся после молевых сплавов советских лет – и тоже пускают в дело.

Заключение

Не станет рачительный хозяин тратить время на споры, из какого дерева баня лучше. Пусть каждая из древесных пород выполняет то, что ей свойственно – так решит мудрый плотник, и будет прав.

Лиственница пойдет на нижние венцы, где нужна твердость и устойчивость к влаге. Сосна, осина или липа займут свое место в стенах сруба. Пол в бане будет из лиственнцы, а потолок – из более легкой древесины.

Если баня из ели, то дверные косяки и оконные рамы – никак ни еловые, иначе их будет вести нещадно. Под рамы, куда может попадать конденсат с окон, тоже желательно поместить лиственничный венец.

Укладываются бревна в сруб южной стороной в дом, северной – на улицу. На фото видно, что узор из годовых колец ассиметричен, где кольца уже – там север.

Баня из дерева – гораздо больше, чем просто хозпостройка. Ее можно сложить, как песню, своими руками. Надо только прислушаться, какое «звучание» издает каждая древесная порода, и все у вас получится.

Лучшие цены на технику и инструменты

http://9ban.ru

Источник: http://legkoe-delo.ru/remont-doma/sovety-po-remontu/14732-derevo-dlya-bani-i-sauny-iz-kakogo-luchshe-instruktsiya-po-montazhu-svoimi-rukami-foto

Древние традиции и обычаи в бане

Замечательные целительные свойства банных процедур известны издавна. Из оздоровительной и гигиенической процедуры она превратилась в особый традиционный ритуал. Банные обычаи у каждого народа свои, но их объединяет всеобщее стремление людей к животворной энергии воды, которая как в виде пара, в горячем и в холодном состоянии исцеляет душу и тело.

Свадебная баня сопровождалась песнопениями и обязательными обрядовыми ритуалами

Самые первые бани создала сама природа. Водоемы, которые подогревались горячими термальными ключами – были и купальней, и парной. В странах, где таких источников не было, пар образовывали тем, что лили воду на раскаленные на огне камни. О благотворном влиянии бани на организм человека знают практически все народы мира.

На Руси вся жизнь человека была связана с баней. В бане человек рождался, в бане искал исцеления и очищения души и тела. По народному поверью, если больному не помогла даже баня, то ему уже ничто не поможет.

Важнейший символ Руси – баня. Баня очищала и возрождала тело и дух, избавляла от всевозможных недугов и болезней. Очень почитаемыми и значимыми для наших предков были обычаи и традиции принятия банных процедур.

А между тем, банные обычаи на Руси появились задолго до славян. Есть свидетельства, что древние скифы, жившие в наших широтах, уже пользовались баней. Они часто устраивали походную баню, которая была очищающей, лечебной процедурой и просто удовольствием и пополнением жизненных сил.

Шалаш покрывали войлоком, а внутрь помещали сосуд с раскаленными камнями. Когда скифы кидали на камни конопляное семя, поднимался душистый пар. Человек, который находился внутри шалаша, под воздействием жара не только потел, но и вдыхал целебные пары.

Геродот, описывая баню скифов, отмечал, что никакая эллинская баня не сравнится с ней, принимая банные процедуры, скифы просто вопят от удовольствия. Кроме этого скифские женщины специально для бани готовили специальную пасту из растертой коры и хвои кедра, кипариса и других целебных растений.

В смесь подливали воду и натирали ею все тело. После смывания тело становилось очень чистым, блестящим и хорошо пахнущим.

Летописец Нестор – монах Киево-Печерского монастыря в «Повести временных лет» (945 год), описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. Проповедуя Слово Божье в Киеве, он продолжил свой путь вверх по реке и дошел до северных земель, где сейчас находится Новгород.

В тех краях его просто поразило то, что люди парились в избах, хлестали себя вениками и голыми выбегали на мороз и окунались в снегу, или проруби.

По возвращении в Рим с толпой странников апостол Андрей рассказывал: «Видел бани деревянные, и как нажарят их румяно, от одежд освободятся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят холодной водой и морозом тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье».

Перед свадьбой подруги парят невесту в бане

Византийский историк Прокопий Кесарийский пишет, что баня сопровождает всю жизнь древних славян: здесь их омывают при рождении, перед свадьбой и после смерти.

Банные обычаи древних славян связаны с духовностью нации. Славяне верили, что и рождение, и смерть – нарушают невидимые границы между мирами живых и умерших. Такой таинственный, мистический и опасный процесс не должен происходить в жилище человека.

Поэтому рожениц у славян, на время родов и еще несколько дней после родов, переселяли в хорошо протопленную баню. После того, как младенец появлялся на свет, глава семьи торжественно выносил новорожденного из бани.

Он должен быть представлен всем Божествам Мира и всем Стихиям, ведь он отдавался под их покровительство.

Источник: http://SaunaLjux.ru/raznoe/drevnie-tradicii-i-obychai-v-bane.html

Как выбрать дерево для бани?

Наши предки строили дома, бани и другие постройки из качественных древесных материалов, которые способны выстоять до 100 лет и более. В современных условиях многие сооружения из дерева, уже через несколько лет после постройки требуют замены нижнего венца.

Все это происходит из-за грубого нарушения правил при заготовке леса на баню. Только лишь соблюдение правил заготовки дерева и дальнейшая стройка поможет выстроить срубы для бань на долгие годы.

Читайте также:  Подборка проектов бань с мансардой - всё о банях

Наши деды и прадеды знали древние секреты строительства, о которых будет рассказано в этой статье.

https://www.youtube.com/watch?v=0xDT1T5jxc4

Первоначально нужно знать о географическом происхождении древесины. Предпочтение стоит отдавать лесу из северо-западных регионов России. Поскольку этот лес растет в условиях сурового климата, то и пригодно древесина лучше адаптируется к внешнему воздействию и является устойчивой к растрескиванию и гниению.

Непригодна для строительства древесина из болотной местности. Строить срубы для бань в необходимо из леса, который рос на сухой почве. Особенно идеальна древесина из мест с песчаной почвой.

Лес для сруба должен быть заготовлен в зиму. В зимний период внутри дерева замедляется движение соков, которые уходят глубоко в корни дерева. Кроме того, во время сильных морозов дерево сужается, внутренние каналы закупориваются и лес в такой период наиболее сухой.

Нельзя использовать для строительства свежезаготовленный лес. Пригодны лишь брусья, которые не менее одного месяца находились на хорошо проветриваемой площадке. Влажность дерева должна быть в пределах 70-80%. При таком показателе влажности дерево хорошо обрабатывается и менее всего деформируется в период усушки.

Если вы будете сами изготавливать строительный материал, то желательно сразу, когда дерево будет спилено, очистить ствол от коры, оставив ее только на концах шириной около пятнадцати сантиметров.

Сложите подготовленные бревна в штабеля, оставляя промежутки между ними по пять сантиметров и между рядами по десять сантиметров.

Важным фактором при строительстве сруба дома или бани является предупреждение растрескивания брусьев. Трещины появляются в период усушки бревен и усадки всей конструкции бани в целом.

При этом влажность древесины уменьшается на 15%, а сам брус укорачивается на 0,1% в длине и на 3-5% в ширине от первоначальных размеров. В результате таких деформаций и возникают трещины.

Кроме того, хорошо известно, что эпицентрами трещин могут служить нарушения в поверхностном слое, а также годовые кольца. Для того, чтобы предотвратить образование трещин, на нижнем пазе бревна делают продольные насечки до середины бруса.

Источник: http://mastrerkon.ru/kak-vybrat-derevo-dlya-bani/

Применение лекарственных трав в бане

С древних времен на Руси баня считалась неизменным атрибутом здорового образа жизни любого человека. Действительно, преимуществ у бани гораздо больше, чем недостатков. И если ими грамотно распорядиться — можно добиться потрясающего результата для здоровья.

Как известно, в бане принято хлестать людей березовыми вениками. Это усиливает кровообращение, позволяет снять отмершие клетки кожи, а также стимулирует рост новых клеток и является отличным заменителем массажа. Однако этот эффект можно усилить с помощью лекарственных трав.

Полынь

Целебные травы в бане можно использовать несколькими способами, одним из которых является «вбивание» в кожу с помощью веника. Известно, что многие наши предки применяли полынь для таких целей. Для этого необходимо высушенную полынь измельчить и толстым слоем рассыпать по всему телу. После этого можно стегать человека веником. Полынь оказывает замечательное и целительное воздействие при ушибах, язвах и ранах.

Зверобой

Также применяется в измельченном виде, рассыпанном по всему телу. Важно не забывать о такой вещи, как вплетение в березовый веник веток зверобоя. Эфирные масла этого растения оказывают положительное влияние при подагре, а также для лечения кожных заболеваний и заживления небольших ран.

Мята

Полевая мята считается одним из самых полезных растений. Она является отличным стимулятором деятельности головного мозга, а также расширяет дыхательные пути, что делает ее незаменимой при простудных заболеваниях. Мята прекрасно снимает отеки, головные боли и способствует пищеварению. После пропаривания в бане с помощью мяты, старайтесь избегать чрезмерного приема пищи.

Ромашка

Ромашка — это самое популярное средство народной медицины, т.к. обладает шикарным набором эфирных масел и витаминов. Ромашка является замечательным антисептиком, а также оказывает успокаивающее воздействие. Веники с ромашкой подойдут для лечения кожных заболеваний, плохо заживающих ранок и язв.

Валериана

К применению валерианы стоит отнестись внимательно, поскольку не каждый человек относится к этому растению положительно. Специфический аромат может удручающе воздействовать на рецепторы некоторых людей, поэтому перед использованием стеблей валерианы стоит спросить у человека, не будет ли он против. Валериана способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, а также оказывает успокоительное воздействие на нервную.

Травяные отвары для бани

Помимо использования трав в вениках, можно также заготовить травяные отвары для ополаскивания после парки. Здесь вы вольны сами подбирать состав трав, который подойдет вашей коже. Не ограничивайте себя в выборе, только не забывайте, что некоторые растения могут оказывать раздражающее воздействие. Старайтесь избегать трав с ярко выраженным ароматом, выбирайте нейтральные запахи, чтобы у людей в парной не закружилась голова.
Хорошие отвары передадут вашей коже все целительные свойства трав, насытят ее витаминами и эфирными маслами.

В России с давних времен было распространено еженедельное мытье в бане, а при отсутствии таковой мылись и парились в русских печах. В смысле закаливания и гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

Действие русской бани с влажным паром основано на сильном нагреве тела при температуре 40-45 градусов, когда возникает интенсивное тепловое воздействие, поскольку во влажной атмосфере затрудняется потоотделение.

Итак, вы направляетесь в парную, не забыв предварительно ополоснуть ноги в прохладной воде. В парной ложитесь на лавку, подстелив под себя полотенце, расслабляете мышцы всего тела и дышите ровно и спокойно. Обычно сеанс в парной длится 5-10 минут, после чего можно ополоснуться прохладной или даже холодной водой. Процедуру следует повторить 2-3 раза.

Для усиления кровообращения полезно хлестать себя березовым или дубовым веником. Веник перед заходом в парилку кладут в тазик, заливают кипятком и распаривают не менее 5 минут.

Пока веник распаривается, можно сесть на нижнюю полку, согреться и подышать паром. Вынув веник из тазика, встряхнуть его, поднять вверх для лучшего просушивания и нагрева. Однако просушивать полностью не стоит — веник должен быть слегка влажным.

Если вы не используете веник, растирайте кожу пальцами, чтобы с нее скатывался отмерший эпидермис.

После парной вы ополаскиваетесь под душем, сначала под теплым, затем под холодным. Если нет противопоказаний, можно сделать массаж. Одеваться нужно только после полного отдыха.

В русских банях во все времена для образования пара использовались вытяжки из многих растений, в том числе лекарственных. Целебные вещества с паром мгновенно вдыхались в легкие, а затем попадали в кровь.

Сейчас в парных многие заядлые посетители плещут на камни настои эвкалипта, мяты, душицы, чабреца и т. д. Действительно, есть немало доступных и полезных растений, которые придадут бане оздоровительный эффект.

Каждый знает о целебных свойствах цветков липы. Вещества, которые содержатся в липовом цвете, способны стимулировать потовые железы, обладают сильным дезинфицирующим свойством.

В бане очень хороши чабрец и тимьян обыкновенный. Аромат чабреца не только приятен, но и полезен для дыхания, он очищает атмосферу парной. Душица источает благоухающий аромат, который вызывает бодрость, создает радостное настроение.

Подойдет для бани и зверобой. Сам по себе отвар зверобоя при поддаче на камни в бане не дает крепкого пахучего запаха, зато вместе с другими травами создает своеобразный «букет». Но самое главное — зверобой прибавляет к банному пару многие физиологически активные вещества.

Не забывайте в бане и про ромашку, чьи цветы богаты эфирным маслом, витамином С и каротином. Для банного настоя смешивают цветки ромашки, травы душицы и чабреца.

Как же приготовить отвар из трав и листьев для бани? Рекомендуется брать несколько растений. Обычно на 3-4 л воды берут около 70-100 г. В большую эмалированную кастрюлю высыпают смесь различных трав и листьев. Все это заливают крутым кипятком и ставят на огонь.

Лишь только начинается кипение, огонь убавляют до минимума. Кастрюлю закрывают плотной крышкой и кипятят на медленном огне 30 минут, после чего снимают с огня и остужают отвар (не открывая крышки) до охлаждения. Затем травяную массу отжимают в дуршлаге, а раствор процеживают через марлю.

Полученный отвар хранят в темном прохладном месте не более 2 суток.

По древнегреческой легенде, наставником бога медицины Асклепия был кентавр Хирон, который умел распознавать полезные для излечения болезней цветы и травы, заставляя больных дышать их ароматами. Греки боготворили цветы и травы, считая их символами красоты, счастья и здоровья.

Помимо термических процедур, наши предки активно пользовались в парной ароматическими коктейлями — то есть плескали на каменку не обычную воду, а специально подготовленные отвары и настои целебных трав.

Причем иногда — сразу несколько: первый коктейль мог продезинфицировать парную и самого парильщика, а вдыхание паров следующего коктейля (своеобразная ингаляция) помогало лечить какое-либо конкретное заболевание.

Успешность использования в бане ароматических коктейлей основана на том факте, что наиболее быстрый лечебный эффект достигается при введении в организм целебных средств в виде аэрозолей: лекарство, распыленное в воздухе (причем в горячем воздухе), вдыхается легкими и практически мгновенно попадает в кровь. Кстати, некоторые древние целители полагали, что запахи некоторых растений воздействуют на человеческий организм даже эффективнее полученной их них эссенции.

Таким образом, в зависимости от состава того или иного ароматического коктейля в парилке можно успешно излечивать не только болезни кожи и органов дыхания, но и множество других заболеваний — и опорно-двигательного аппарата, и нервной системы, и суставов, и мышц, и многих внутренних органов.

Лечебные свойства запаха тех или иных растений проявляются, конечно, не только в бане.

Известно, что люди, живущие на природе — в лесу, в горах, — постоянно дышащие чистым воздухом, насыщенным ароматами трав и цветов, обладают большей средней продолжительностью жизни, чем горожане.

Конечно, они еще и ведут.при этом иной образ жизни, однако благотворная роль этой непрерывной ароматерапии не подлежит сомнению.

Однако не все растительные ароматы безусловно полезны для человека. Есть растения, запах которых может вызвать тошноту, головокружение, повышенную нервную возбудимость.

Так что плескать на каменку отвары тех или иных растений, находящихся у вас под рукой, ни в коем случае не стоит — необходимо точно знать, какого лечебного эффекта вы стремитесь достигнуть, и готовить коктейль заранее по точному, проверенному временем рецепту.

Многие запахи оказывают исключительно благотворное влияние на физическое и психологическое состояние человека.

Так, запах бергамота усиливает зрение. Запах розмарина повышает жизненный тонус организма, бодрит. Запахи сандала и мирра успокаивают, настраивают человека на меланхоличный, философский лад. Приятные запахи обладают способностью снижать кровяное давление.

Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43812979139

Ссылка на основную публикацию