Деревенская баня: царский отдых в русской деревне — всё о банях

О русской деревенской бане

Стоит задумать какое количество сотен, а может быть даже и тысяч лет существует долгая история русской бани. Самые первые упоминания о ней в летописях можно встретить еще во времена зарождения Киевской Руси. Славянскую деревню вообще невозможно представить без бань в каждом дворе. Они являются поистине народными и культурными произведениями деревянного зодчества.

Такой привычный на Руси вечерний пейзаж с банькой на берегу реки

Русская деревенская баня – фото

Русская деревенская баня на берегу

Русская деревенская баня по-чёрному на опушке леса

Внутреннее убранство русской бани с купелями

В деревенской баней дрова и веники обязательный атрибут

Классическая баня по-чёрному, которой сегодня встретишь очень редко

Таз с запаренным веником, ушатами и шапками для бани

Внутреннее обустройство парилки в деревенской бане может быть как самым примитивным, так и современным. Типы печей и их расположение также самое разное.

Для русского человека вся жизнь была связана с баней, от рождения до самого последнего вздоха. Множество традиционных обрядов, поверий, обычаев непосредственно касались этих, простых на первый взгляд, рубленых избушек.

А стоит ли говорить о целительных свойствах процедур, которые проходили, да и в современном мире остались настолько же актуальными, именно в традиционных русских парных банях? И пусть утонченная Европа свысока посматривала на «дикость» банных ритуалов русского народа, тем не менее, равнодушным посещение настоящей рубленой деревенской бани не оставляло никого.

Более того, часть этих обычаев была «экспортирована» в западноевропейские страны горе-захватчиками, которые пытались сначала поработить страну, а потом с позором бежали из России.

Никакие исторические потрясения, никакие технические новшества развивающейся неуклонно цивилизации не смогли уничтожить любовь и пристрастие русских людей к бане. И сейчас, как и сотни лет назад, по берегам речек и озер, а также на собственных подворьях строят жители деревень и современных коттеджных поселков большие и маленькие, простые и по-современному вычурные, но такие привычные бани.

Так исторически сложилось, что Россия в большей степени страна аграрная, то есть подавляющая часть населения жила  и продолжает жить в селах и деревнях. Возвести собственный дом, а также построить своими руками баню сейчас, как и прежде, считается делом чести для любого, уважающего себя хозяина.

Правила строительства русской бани

Понятно, что перед началом строительства русской деревенской бани нужно в первую очередь выбрать для неё место. Если у вас есть возможность расположить свою баньку поближе к естественному водоему, это будет великолепно.

Тогда насладиться в полной мере всеми прелестями банных традиций и закаливающих процедур будет намного доступнее.

Ведь что может быть лучше, чем сразу после жаркой парилки нырнуть в чистую холодную воду, а потом снова бегом вернуться в ароматное, целительное тепло бани!

Но если ваш дом находится на большом расстоянии от реки или озера, не стоит унывать. Можно ведь замечательно обустроить баню прямо у себя на участке, рядом вырыть небольшой пруд, поставить купель или оборудовать бассейн – здесь все зависит от ваших возможностей и предпочтений. Главное соблюдать правила расположения банного строения, чтобы избежать неприятных ситуаций в дальнейшем.

Источник: http://SaunaLjux.ru/stroitelstvo-bani/o-rysskoi-derevenskoi-bane.html

Дача и Дом

Глава из книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Избражение на заставке: Баня для детей в русской печи зимой. Раскрашенная фотолитография. Шерер и Набгольц. Москва. XIX век.

Вопреки бытующим представлениям о широком распространении бань на Руси, бани имелись далеко не у всех крестьян, не во все периоды русской истории, не во всех регионах и не только в привычном для нас «хрестоматийном» банно-срубном виде.


Территориально распространение клетских рубленых бань по Руси было связано с ареалами исторической миграции определенных суб-этносов – носителей банной культуры, таких как словене – новгородцы, псковичи, двинские и днепровские кривичи, ростово – суздальцы [Желтов А.А., 2001].

Баня на Руси первоначально пошла из  Новгородчины и Пскова, Смоленска, Северной Белорусси и Карелии.  В некоторых губерниях строительство бань не было распространенным.

Например, если раскопками подтверждено существование бань в Новгороде уже в XI веке, то в Москве самая ранняя и единственная обнаруженная во время раскопок баня относится к XV веку [Бобров А.Г., 2004]. В Ярославской губернии бани строились только в деревнях вдоль Волги, точно также как и в Тверской губернии.

Не везде встречались бани в Московской, Владимирской и Смоленской губерниях [Тенишев В.Н.,2009]. В такие регионы русская баня приходила постепенно. Вначале строилась одна баня или две бани на всю деревню, и лишь к концу XIX – началу XX века баня могла встречаться примерно в половине дворов.

Даже если бани и были в деревне, мылись в них далеко не все: например в деревне Моховатке Воронежской губернии в двух деревнеских банях постоянно мылись обитатели 36  дворов, а  крестьяне из остальных 34-х дворов «в бане вовсе не моются». В соседнем селе, где была баня-землянка «…большинство же жителей села в бане не моются вовсе, или попадают в баню в несколько лет раз, будучи в Воронеже» [Шингарев А.И., 1907]. В качестве бань использовались овины и шиши.

Банная процедура в русской печке была достаточно широко распространена на Руси, ведь строительство собственной бани для большинства хронически небогатого крестьянского населения Российской империи было непозволительной роскошью.

Уменьшилось количество бань после введения банных налогов и повышения цен на дрова, кубическая сажень которых в петровское время в Ингерманландской (позднее Санкт-Петербургской)  губернии стоила столько же, сколько и сама  баня.  Печь же в избе все равно топили и зимой и летом, используя не только дрова, но и сено с соломой, тростник, хворост и кизяк.

Крестьяне предпочитали мытье в печи, так как процедура была значительно проще, чем протопка бани. Вепсы в старину спали в печах в жаркую погоду. А в холод при отсутствии в семье бани в печи рожали женщины  [Шабаев Ю.П., Мальцев Г.И., 2004].

Мытье в печи было во многих случаях привлекательнее, чем растопка бани, так как зачастую бани строились из рук вон плохо, без надлежащей теплоизоляции. Согреться в таких банях было весьма затруднительно.

Например, в начале XX века фельдшер, писавший отчет об эпидемии скарлатины в Тотемском уезде Вологодской губернии так описывал преимущество мытья в печах: «Баня есть почти у каждого домохозяина. Но что это за бани? Из тонких бревнышек выстроена хибарка, покрыта жердями и соломой. Внутри сделан очаг из глины. На железных прутьях над очагом наложены камни. Они накаляются и дают тепло для моющихся. Не знаю, чем такая баня лучше большой печи!» [Лукачев П., 1907].

Мытье в русских печах встречалось в России вплоть до 1950 – 60-х годов.

Любимая тёща автора книги рассказывала, что в детстве, в середине 1950-х годов, будучи в гостях на летних каникулах, она мылась в русской печи в деревне Котельничи Кировской области.

  По ее отзыву, в печи было очень чисто: после протопки все внутри тщательно убиралось и мылось, потом застилалось соломой. Для мытья внутрь ставили два чугунка – с мыльной водой и с чистой. Выходили из печи на постеленное на полу сено.

Баварский художник-баталист Петер Хесс (1792 – 1871),  путешествовавший по России в 1839 году, писал:  «В печи женщины моются, а мужчины, когда хотят почувствовать себя счастливыми, залезают в нее, чтобы оказаться в парной бане в собственном смысле этого слова» [Хесс Э., 2007].

 Вот как описана процедура парения в русской печи в  деревне Череповецкого уезда в 1898 – 1900 гг. в «Материалах этнографического бюро князя В.Н.

Тенишева»:  «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени  или на крыльцо и окачиваются холодной водой.

  В печах   моют и маленьких детей. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого» [Тенишев В.Н., 2009]. При необходимости голову в печи защищали от перегрева глиняным горшком или венком из березовых веток.

В еще одном свидетельстве  о мытье в печах в  Тотемском уезде Вологодской губернии говорилось следующее: «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.

Читайте также:  Баня с бассейном под одной крышей, проект банного комплекса, сауна с комнатой отдыха на улице, строительство пристроенной бани - всё о банях

Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щелоком», потом окатывается водой на сарае. Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой» [Тенишев В.Н.,2009].

Ограниченность  внутреннего пространства печи, отсутствие вентиляции при закрытой заслонке, потребление кислорода свечой или керосиновой лампой   приводили к смертельным исходам при неосторожном мытье в печи.

Только в 1910 году только в одной Саратовской губернии при мытье в печах погибли 792 человека  [Gruyter W., 1927].

 Не только «печные бани», но и сами бани в русском общественном сознании напрямую связаны со смертью.

Впрочем, по наблюдениям врача того времени, печной угар для русских крестьян был повседневной обыденностью: «От времени до времени угорают хозяева почти во всех избах, но в иных избах, где печь плохо устроена и происходит недостаточное сгорание и проникновение продуктов такого сгорания в избу, или приток свежего воздуха через сырые стены, особенно кирпичные, затруднён, является недостаток кислорода для полного окисления горючего материала, и угар становится частым явлением; угорают несколько раз в неделю, чуть не каждый день»  [Шингарев А.И., 1907].

Стариков для мытья подавали в печь на широком тесе (доске). Обычно просторное горнило позволяло мыться в русской печи даже вдвоем. Печные банные процедуры были разнообразны по вариантам: хозяева, которые берегли избу от избыточной влажности, в печи только парились, а мыться выбегали во двор или на поветь (нежилая пристройка в северных избах). Если же в печи нужно было мыться, то внутрь ставили деревянное корыто для сбора стекающей воды.
В холодное время года при отсутствии в крестьянской усадьбе  бани в печи рожали женщины  [Шабаев Ю.П., Мальцев Г.И., 2004]. На Руси в банях традиционно рожали детей и после парили в бане же или в печи рожениц с новорожденными детьми:«Когда настает время родов, женщина уходит с повитухой в баню, если есть, или на двор в летнее время, и там происходит процесс родов. После родов сейчас же роженицу бабка сажает в печку с ребенком и там их парит. Бывают случаи, что роженицу бабки так запаривают, что вытаскивали еле живую из печки» [Цит. по: Колегова Р.В., 2007]. При этих печных банных процедурах мать забиралась в печь сама, а ребенка ей подавали на деревянной лопате.  У староверов мытье в печи считается грехом: Большой Потребник содержит исповедальный вопрос: «Не мылся ли в пещи?»

К оглавлению книги А. Дачника «Баня. Очерки этнографии и медицины».

Источник: http://dom.dacha-dom.ru/banya-v-pechi.shtml

Экотуризм КФХ Гуменцы г. Пермь

Отдых в деревне»Гуменцы» в экологическом мести, живописном уголке Ильинского района, Пермского края. Здесь сама природа позаботилась о красоте и богатстве местных полей и лесов.Мы поможем Вам приобщиться к быту и культуре старой русской деревни.

Для любого жителя шумного суетливого мегаполиса, открывается прекрасная возможность  на время, переключится на спокойный, неторопливый ритм  крестьянского быта, и почувствовать себя по-новому.

Переодевайтесь,выбирайте себе подходящий деревенский  инвентарь и за дело!

                                    

Все прелести отдыха на природе в деревне

Мы предлагаем :

  • отдых в палатке у речки или у леса; цена  100 руб с человека.
  • аренда дома;  цена за 1 день 1 500руб. раб., 2 000руб. вых.       
  • деревенскую баню; цена 1 000руб.  
  • платную рыбалку; цена за 1кг. 250руб.
  • кормление животных: хлеб для кормление привозите с собой
  • участвовать в заготовке сена-научиться косить или показать свое мастерство
  • участвовать в заготовке дров- научим колоть и складывать поленницу
  • попробовать подоить коров и коз и угоститься парным молоком Отдохни, со всей семьей в домике у пруда на просторах красивой природы.Баня, беседка. В доме русская печь. Получи удовольствие на все 100%

Важно: у нас нет электичество

У нас Вы можете приобрести:

  • барана
  • свинку
  • теленка
  • карпа
  • молоко
  • творог
  • сметану

         А также вам предложат деревенскую кухню, из своих продуктов, приготовленные в русской печи.

                           У нас можно приобрести  мальков карпа, заказать сруб.

                                                                Мы рады Вам:)

Деревня находиться в Ильинском районе, ей в этом году исполняется 201 лет. 

Приглашаем участвовать в восстановление деревни и часовни мы рады за ваше участие.

наши реквизиты: Михалев Герман Александрович №карта 5469490013949116; 

или

на расчетный счет 40802810349100150201

УДО №0434 Пермского отд. №6984 Западно-Уральский банк ПАО Сбербанк России

БИК банка 045773603; сч.№банка получ.   30101810900000000603

Получатель: ГКФХ Михалев Герман Александрович

Наименование платежа: пожертвование.  

Предлагаем переехать в деревню и стать нашими соседями. Продаем участки земли в пределах деревни (земля находится в сосновом бору). Так же есть вариант купить старую деревню рядом с нами. Красивое место вдоль деревни течет река, 50 га земли. Эко поселение. Для тех кто любит  натуральный продукт,  свежий воздух, чистая вода, здоровый образ жизни.

У вас есть возможность поучаствовать в развитие хозяйства и иметь молочный продукт в течение 7 лет бесплатно. При этом вложив 85 000рублей вы сэкономите семейный бюджет на 356 600 рублей. 

Источник: http://derevenka1.ru/

Банный день. Часть 1: Общественная баня

Компания старшеклассниц-переростков шумно влетала в моечную, словно стая ярких снегирей. Опьяненные своей прилюдной наготой, молодостью, задирались, водой холодной брызгались, руками размахивали. Хохотали – заливались, незнамо чего, — визг на всю баню. Волосы длинные по спине, тела упругие, белоснежные – ни морщинки, ни складочки. Груди, как яблоки наливные.

Глаз не отвести было от красоты такой. «Кровь с молоком» – это про них. Бабульки у остывших шаек улыбались, восторгались, млели… Молодухи же каждую украдкой глазами поедали – оценивали, интуитивно чувствуя подрастающих соперниц, разлучниц.

Сегодня Минцы – одна большая деревня по обе стороны реки.

Хотя исторически, два поселения — Минцы и Василёво, — на противоположных берегах реки всегда именовались и жили самостоятельно. Люди оседло стали осваивать здешние новгородские места давным-давно. Археологи утверждают, что Минецкий погост существовал ещё в 16 веке.

В 19 веке, в тысяча восемьсот какие-то шестидесятые годы, земли эти были подарены графине Анне Семеновне Шаховской и сенатору, князю Михаилу Николаевичу Шаховскому.

Никаких дворцов, хозяйских построек у именитых владельцев на приобретенных землях не было обнаружено, да и вряд ли они сами бывали в этих дремучих лесных и болотистых краях, в комариной глубинке, при непроходимости местных дорог и дальности от железнодорожной станции.

Тем не менее, князь принял самое деятельное участие в развитии тех поселений. Для деревенских жителей были построены школа, земская больница на 10 коек с врачом и фельдшером, для чего именитые Шаховские пожертвовали деньги, землю и лес.

В 1874 году с их помощью в Минцах была выстроена прекрасная церковь Георгия Победоносца, в 1897 году построена библиотека-читальня.

С начала 20 века имение Василёво Минецкого погоста стало принадлежать вдове генерал-майора Надежде Иннокентьевне Каменской, доставшееся ей от отца, купившего деревню на торгах у князя М. Н. Шаховского. Каменская с еще большим рвением продолжила обустройство быта сельчан в купленных деревнях. В 1908 году была построена почта, создана пожарная дружина (в деревне!).

В 1909-10 годы существующая уже больница (в деревне!) значительно расширилась, добавлены «аптека с ожидальной, родильня, хирургия с операционной, инфекционное (сифилисное) отделение», при больнице задумывалась баня на фундаменте. В Василёво был высажен парк с кустами рябинника, куртинами сирени и большим количеством сибирских кедров, сохранившихся и поныне.

Кедров, не встречающихся в лесах Новгородской области!

Но главным благодеянием Каменской было открытие в деревне фабрики древесного картона, просуществовавшей 100 лет, до 2006 года. Фабрика была несомненным подарком для местных жителей, и в первую очередь, она решала вопрос людской занятости.

По меньшей мере, сотня-другая крестьян из близлежащих деревень имела постоянную работу около дома и средства существования, отчасти спасая мужское население, особенно в зимний мёртвый сезон, от безделья, тунеядства и беспробудного пьянства. От фабрики крестьянам «перепадало» и в социальных вопросах.

Например, можно было за небольшую мзду в виде сена или десятка берёзовых веников, взять «напрокат» фабричную лошадь, чтобы перепахать по весне личный огород под картошку.

А еще фабрика построила для деревенских жителей общественную баню, всеми любимую и охотно посещаемую. Обеспечила её необходимым: помещением, водой-электричеством, котлами там всякими, дровами, тазами и даже банщицей.

Читайте также:  Как вырыть колодец для водоснабжения: подробный разбор двух базовых технологий - всё о банях

Помещение простое, без выкрутас, но каменное: раздевалка с крючками на стенах да скамейками; моечная, метров 70 с высокими четырехметровыми потолками, лавками деревянными, кранами большими промышленными – с кипятком и холодной речной водой, железными шайками с двумя ручками – для мытья и оката… Отдельная парилка для ценителей.

Вот и вся баня, а что еще надо-то? Ну, веники уж свои приносили… Два банных дня еженедельно – по пятницам мылись женщины, суббота – для мужиков.

Мне довелось посещать эту общественную баню в деревне в 70-90-е годы, и впечатления остались самые незабываемые. Это ж, как в кино сходить… ежели не только сосредоточиться на мытье, а ещё и на людей поглазеть, попримечать интересное.

Любопытнейшее занятие, скажу я вам… Костлявые, с отвисшей кожей, но крепкие еще старушки мылись долго, тщательно. Мякенькой тряпицей, обильно намазанной земляничным мылом, медленно обтирали лоб, лицо, остроугольные локти и коленки… все, до пяток на ногах.

Расплетали собранные в тугой пучок редкие волосёнки, любовно распутывали их деревянным гребешком, продлевая моменты расслабления и теплого блаженства.

Компания старшеклассниц-переростков шумно влетала в моечную, словно стая ярких снегирей. Опьяненные своей прилюдной наготой, молодостью, задирались, водой холодной брызгались, руками размахивали.

Хохотали – заливались, незнамо чего, визг на всю баню. Волосы длинные по спине, тела упругие, белоснежные – ни морщинки, ни складочки. Груди, как яблоки наливные. Глаз не отвести было от красоты такой.

«Кровь с молоком» – это про них.

Бабульки у остывших шаек улыбались, восторгались, млели. Молодухи же каждую украдкой глазами поедали – оценивали, интуитивно чувствуя подрастающих соперниц, разлучниц.

Те, кому перевалило за тридцатник с хвостиком (по всем канонам женщины бальзаковского возраста, старухи, чай, без пяти минут…), однажды в зеркале углядев невесть откуда взявшееся увядание былой красоты и два-три штриха поблекшей молодости, судорожно пытались наверстать упущенное. Баня для этого – самое подходящее место. Обложившись на лавке тазами, мисками, банками, сосредоточенно переливали, разбавляли, перемешивали, вспенивали смеси, отвары трав, корней, мухоморов и всего, что только им ведомо, после так же вдумчиво омывали этим зельем шею, плечи, ноги, волосы. Для лица – особая бутылочка с настойкой целебных растений, коричнево-зеленого цвета. Таким снадобьем, небось, еще бабка умывалась, лицо прямо на глазах становилось гладким, словно попка младенца. Глядишь, теперь и зеркальце в ответ вредничать не станет, подобреет.

Малых детей брали с собой в баню, в основном, по пятницам, в женский день. Ну как – малых, лет до 10-12. И девчонок, и пацанов. Дети баню не любили.

Обычно шумные и непоседливые, в моечной они цепенели, столбенели, со страхом озирались, напуганные банным эхом, лязганьем шаек, снующими взрослыми голыми тётками. Те, что постарше, и вовсе смущались. А тут еще и капля холодная с потолка по макушке долбанёт… Неприятно.

Безропотно давали себя намыть, оплескать тёпленькой водой и — бегом в раздевалку. Там молодняк отпаивали припасенным морсом клюквенным или брусничным, а то и домашним квасом на жареных черных сухарях.

Детей укутывали в платки, шапки, куртки и выпроваживали за дверь на улицу, где их уже поджидал кто-то из взрослых. Любопытно, что мои дети от посещения общественной бани в 5-7-летнем возрасте прекрасно запомнили только эти капли холодной воды, висящие, как шарики от подшипников, на банном потолке…

Совсем о другом восприятии бани в младые годы поведала мне одна моя знакомая: «Обилие голых женских тел вокруг казалось моей «пуританской» душе стыдным и неприличным, а главное – некрасивым.

Почему-то не помню ни одной красавицы, а ведь были же, наверное! Вспоминаются только обрюзгшие тела, узловатые руки-ноги с выступившими венами, обвисшие груди…

Какой там Рубенс? Обмыться быстренько – и бежать…» Выполнив свой родительский долг, мамаши облегченно выдыхали и принимались за мытьё себя, любимых. Главное в бане – потереть спинку.

Тут только кивни соседке справа – слева, любая с радостью, со всей доброй мощью… «Ну, хватит, хватит, до дырки дотрёшь… А то сороки унесут». Спинку потереть – тут каждая безотказно, без потертой спины – какая ж баня! В углу моечной дверь в парилку – как вход в преисподнюю.

Не всякий осмеливался шагнуть и зайти. Оттуда несло жаром, густыми сенными запахами. Заходили осторожно – обратно выскакивали. Красномордые, разгорячённые – пар столбом, выдыхали глубоко: «УУУУх, уух…», – и мигом к крану, шайку ледяной речной воды на голову… «ОООх!».

Вот теперь порядок.

Временами в помывочную заходила служивая женщина в синем халате, укладывала горкой пустые тазики поближе к кранам, заметала в угол парилки мокрые березовые листья. «Ну, ты, Катерина, перестаралась сегодня. Дров не пожалела, дала жару… Чуть не померла».

Банщица незлобно оправдывалась: «На вас не угодишь». Она «из фабричных», но давно хозяйничала при бане, топила, подметала, питьевой бачок в раздевалке колодезной водой заливала, билеты продавала копеечные, взрослым по 20 копеек, детям — за пятак.

В загашнике у нее и нашатырка была, и йод, и бинтик – всякое в бане случалось.

Завершали банный день, когда уже темнеть начинало, суматошные хозяйки. Те, что прибежали с работы, курам наспех крупы сыпанули, в огороде картошки подкопали к ужину, плиту растопили, корову в хлев загнали… Бегом, бегом… Баня еще держала тепло, парилка не обжигала, а душевно грела, да всё равно это было.

С мытьём не рассусоливали, просто рады были случаю присесть, замедлив нескончаемый свой бег, погреться ласковым теплом, перевести дух в подостывшей бане. А то все неслись незнамо куда, словно курица с отрубленной головой. А тут, у шайки, отключались в оцепенении на минуту-другую, бездумно волоча мочалкой по руке.

Да и что это мытьё – через полчаса как его и не бывало, корова вон не доена ещё.

Вроде, и закрывать баню можно – ан нет. Ждали последнего посетителя – тётю Таню. Так уж в деревне той повелось. Танька – продавщица в сельмаге. Она в 10 вечера закрывала свою лавочку на замок и неслась в баню. Знала, что поджидают её там.

Банщица в подоткнутом халате уж и полы в моечной из шланга окатила, лист березовый с парилки выгребла, в раздевалке веником под лавками пошуровала, закидывая подзабытые платки – носки – мочалки в угол. Теперь немного с Татьяной посидит, спинку ей потрёт.

Напоследок, еще и все кости деревенским напару перемоют, как же без этого.

Вот теперь — всё. С пятницкой баней закруглились.

Завтра суббота – мужской день, «мыло, мочало, начинай всё сначала». О помывке мужиков — ну, что сказать? А ничего… Потому, как ничего там интересного нет: парилка – передых – пиво, потом сызнова парилка – передых – пиво. Знаю одно – дров для мужской бани уходило поболе, парилка у них погорячее, на всю катушку, любят они погорячее.

Зато всем известно, что это был праздничный день для Зинки – буфетчицы, в банный день все мужики — её. В смысле, там, в пивном буфете. Зинке палец в рот не клади, не зря смолоду за ней талант особый запримечен – пивком торговать. Так, а чего – товар ходовой, разбавляемый, клиент массовый, не капризный, знай себе улыбайся и дело свое делай.

У неё не забалуешь, совсем уж назюзюканных в буфет — ни ногой, под зад коленкой и дрыхни в кустах.

Зинаида ждала мужскую баню, как манну небесную: бигуди с ночи наверчены, столы протёрты, кружки пивные намыты. Загодя из райцентра завезены снетки сушёные, черные сухарики солёные. Даже пиво по субботам не слишком шибко водой разбодяживала.

Ведь и так хорош прибыток субботний – одна, две, три… пять кружек пива после бани – ритуал, да и с собой домой «кажный» мужик двухлитровый бидончик пивка прихватывал и гостинец для умасливания в виде лимонада «Колокольчик», детям и жене…

Женщины Зинку не любили, а мужики – те уважительно: «Зинаида Васильевна…»

Ну вот и помылась деревня, за два дня управилась. Неделю в чистоте будет жить. Баня, («байня»– еще так говорят деревенские), хоть и общественная, а всем по душе. И вот что любопытно, за все годы ни одной хвори из бани не вынесли, ни одна зараза, грибок там всякий, от того мытья ни к кому не пристал. Потому, как все в ней было натуральное и с добрым общением. Так думаю.

Читайте также:  Выбираем оборудование для сауны - всё о банях

P.S. Весь 20 век, считай, проработала фабрика. С началом нового столетия фабрику закрыли и разрушили, вместе с общественной баней (здание-то, думаю, послевоенной постройки). Рушить у нас от души получается. Развалины, поросшие крапивой, так и стоят по сей день.

Я вот чего так долго про «графские» и фабричные благодеяния рассказывала… Нет этого всего в деревнях ныне – ни фабрики, ни бани, ни больницы, ни аптеки, и много еще чего нет, что было: двух скотных дворов, МТС, пекарни, гостиницы, клуба, кино, библиотеки… Да, чего там – деревень целых нет, следов не осталось.

Видно, я чего-то в жизни до седых волос и не поняла… Может, и не нужно это все сейчас? В нас ведь, в людях, всякого разного намешано – и общественного, и личного… Может, нахлебались благ уже из общественного котла, захотелось своё всё иметь, на «дядю» не рассчитывать. И не рассчитывают, каждый сегодня выживает, как может.

В домах, обнесённых заборами («с соседом дружись, а тын городи»), – и телевизоры, и антенны спутниковые, окна пластиковые, бани личные под боком, в огородах. Работать, правда, негде.

А случись, бабульке укол там понадобится срочно от давления иль сердечный, звони в райцентр, фельдшера рядом нет… и аптеки нет, со срочной мазью от ожога или таблетки от желудочного недуга… и книжку в библиотеке не возьмешь…

Старый мир разрушим до основания… А зачем?
Может, в другую сторону, как всегда, палку перегибаем?

А вот непотопляемый «общепримиряющий» буфет с пивом по сей день сохранился. Это да… Функционирует…

Окончание следует

Источник: https://planetguide.ru/academy/entry/1364

Русская баня: корни и традиции

Баня в России почиталась во все времена и являлась местом своеобразным, особенным. Еще в древние времена не обходился ни один дом без пусть маленькой, но своей баньки. Не зря уже давно существует поговорка:

В ней не только принимались ванны и происходили гигиенические процедуры: в них лечились, рожали детей и умирали. Именно в бане девушки гадали на суженого. Да и деревенские знахари нередко проводили там свои мистические обряды.

А еще, согласно популярным сказаниям, обитает в бане своеобразный «банный» дух в виде малорослого нечёсаного старичка-банщика, который может любого грешника запарить до смерти. А посему в бане люд старался не только не ругаться, но и говорить тихо. Однако время шло, и от всевозможных суеверий баня отмылась, став главным борцом за чистоту русского люда.

Даже в наши дни, при наличии в каждом доме коммуникаций и удобств, баня остается непременным атрибутом истинно русской души.

Немного истории

Когда именно появилась первая русская баня, и кто именно ее придумал — доподлинно неизвестно. Это важное изобретение приписывается всему русскому народу в целом. Упоминание бани в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорится:

О таких чудесах, согласно «Повести временных лет», поведал апостол Андрей удивленным римлянам.

И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Славяне мылись раз, а то и два в неделю, для них баня имела сакральный смысл. В Европе же в это время банная культура была полностью забыта.

Известно наверняка, что первоначальные бани топили «по-черному». Это означает, что у печей в них не предусматривался дымоход и вся сажа и дым выходили через щели и окна самой баньки. После многократных протопок такие сооружения приобретали черный цвет стен, за что и получили свое название.

Сейчас о таком виде парного удовольствия помнят разве что историки. Все остальные привыкли считать традиционной баню с печкой, обложенной камнями и дымоходом. Кроме того, такая банька должна быть снабжена предбанником и удобными деревянными полками для лежания.

Изменилось многое, но то, что настоящая баня должна быть из деревянного сруба, осталось неизменным.

Именно это помогает в современных банях не утратить то чувство единения с природой, которое и было заложено в нее изначально.
 

Баня и русская армия

Знаменательную роль сыграла баня в русской армии, особенно во время военных походов. В конце 19 века в России среди армейских чинов разразились огромные споры. Спорили, так ли уж необходима солдату парилка, не пора ли заменить походные бани на европейские душевые. Недорого и эстетично.

Спор взялся разрешить лекарь Михаил Гусев, который готовился к защите степени доктора медицины. Гусев набрал две группы добровольцев, заставив их в течение трех месяцев жить по расписанию: принимать пищу в указанные часы, но главное — регулярное посещение бани. Эксперимент доказал, что русская баня — мощный источник здоровья.

Все добровольцы за три месяца прибавили в весе, укрепились физически, но главный аргумент: ни один из них «не заболел даже легким недугом».

«Сандуновские» бани

До революции в Москве было 2 млн. жителей и порядка полусотни больших общественных бань. Две бани, хлудовские и сандуновские, ревностно сражались за право называться царь-баней. И все же Москва отдавала предпочтение сандуновским.

Они были старше, имели больший статус. Неслучайно московские свахи традиционно, чтоб у молодоженов семейная жизнь сложилась, рекомендовали невесте накануне свадьбы обязательно в «сандунах» попариться, водой из серебряной шайки себя облить.

Неимоверно высоко статус «сандунов» поднял Федор Шаляпин

Источник: http://ruvera.ru/russian_ban

Бани

Московская область, Талдомский район, деревня Вотря, в 80 км от Москвы

Контакты

+7 (495) 662-82-10 +7 (985) 812-85-07 info@lepotahotel.ru

Банный комплекс Медвежий угол

Настоящая русская баня, если она выполнена с учетом всех требований, оставляет только положительные эмоции! К тому же, она существенно улучшает настроение, общее самочувствие, укрепляет здоровье, наполняет энергией и позитивом.

  Если Вы желаете снять баню в Подмосковье, Вам отлично подойдет наше предложение – комфортабельный, стилизованный под нарядную добротную русскую избу, банный комплекс Медвежий угол, располагающийся на территории подмосковного эко-отеля «Лепота».

Здесь Вы сможете максимально расслабиться и полноценно отдохнуть! Очень просторный, вмещающий до 30 человек (25 основных и 5 дополнительных), банный комплекс «Медвежий угол» служит не только для выполнения своего прямого предназначения, но и предлагает своим гостям множество дополнительных развлечений: бильярд, караоке, теплые и холодные купели с видом на реку Дубна, настоящую русскую печь, 2 спальные комнаты. Кроме всего этого в бане имеются две парные комнаты и зал для отдыха с очагом, телевизорами и уютными диванами для вашей компании. Комфортабельный дом с баней в Подмосковье, в красивом, экологически чистом месте – что может быть лучше такого загородного отдыха? Плюс ко всему, Вы, при желании, сможете воспользоваться услугами профессионального банщика и сделать заказ любого блюда высококлассному шеф-повару! Бани в отеле Подмосковья – это лучшее предложение для тех, кто стремиться организовать действительно высококачественный досуг. Выбирайте нас, и Вы обязательно приедете к нам еще!

  • 2 двуспальные кровати
  • Room Service
  • Гостиная зона
  • ЖК-телевизор
  • Кондиционер
  • Кухонный инвентарь
  • Телефон
  • Фен
  • Холодильник
  • Чайная станция

Цена от 5 990

Забронировать

Банный комплекс Дом бобра

Русская баня не нуждается в излишних комментариях, отдохнуть в ней можно не только телом, но и душой! Огромную пользу для здоровья, максимальную релаксацию и просто веселое времяпрепровождение с друзьями – все это подарит Вам хорошая русская парная!

Если Вас интересуют русские бани в Подмосковье, наше предложение – то, что Вам нужно! Наши бани расположены на территории эко-отеля «Лепота», в живописных местах, рядом с рекой и лесом, что прекрасно подходит для семейного отдыха в подмосковье с детьми!

Приехав к нам в гости, Вы сможете выбрать баню на любой вкус из предложенных:

Банный комплекс Дом бобра вмещает до 10 человек (8 основных и 2 дополнительных места). В нём Вы сможете не только прекрасно отдохнуть в компании друзей, с семьей или наедине с собой, но и внесете значительный вклад в укрепление Вашего здоровья! 

  • 2 двуспальные кровати
  • Room Service
  • Бесплатный WiFi
  • Ванна/Душ
  • Гостиная зона
  • ЖК-телевизор
  • Кондиционер

Цена от 2 990

Забронировать

Бани Дубовая и Березовая

Настоящая русская баня, в которой можно отдохнуть душой и телом. Баня с видом на реку Дубна, большой террасой, парильной комнатой, гостиной зоной и, конечно, кедровой купелью, которую можно наполнить разнотравьем.

Аренда бани для компании до 6 гостей позволит Вам расслабиться и получить истинное удовольствие на территории загородного эко-отеля «Лепота».

  • Room Service
  • Бесплатный WiFi
  • Гостиная зона
  • ЖК-телевизор
  • Терраса

Цена от 1 990

Забронировать

Источник: http://hotel-lepota.ru/bani/

Ссылка на основную публикацию