Обливное ведро для бани помогает сохранить старинные банные традиции — всё о банях

Из истории русской парной бани. Часть 1

Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня.

«Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы с силою… бани».

Н. М. Максимович–Амбодик

***

Бани — специально оборудованные помещения, предназначенные для принятия водных и тепловых процедур с профилактической и лечебной целью, в которых также проводятся и гигиенические мероприятия — мытьё тела.

[1] Возникнув на заре истории человечества как первый опыт общения человека с водяным паром, баня нашла широкое применение и закрепилась на протяжении веков как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.

Когда появилась баня

Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами.

Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира. Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур.

Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют конструкции (печи) для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода или раскалённые камни, обливаемые водой.

Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.

Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку. Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света, однако были места, где баня была малоизвестна. В частности, это относится к средневековой Европе.

Это привело к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347–1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе 25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв.

стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.

Поддай–ка пару!

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы [2].

Устраивали их следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины–шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни.

От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота, вопили от удовольствия. От него же мы узнаем о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной баней.

Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело [2].

Баня упоминалась в восточнославянских преданиях, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти [3].

Баня у древних славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора — банник — нагой старик, весь облепленный листьями от веника.

Отголоски этих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещёный на полок, некрещёный — с полка», а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье».

Эти поговорки ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.

В древнерусской народной медицине, как свидетельствует В. Отамановский, была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях.

Наличие в древнерусском языке слов «балий», «обавьник», («обадник»), или «обаньщик» близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв» — врач.

Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней». [4]

Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре.

Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня».

Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. [5]

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.

), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье». [6]

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят». [6]

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти». [6]

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г.

Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание». Врач–монах Киево–Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней.

Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) — первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств [7]. Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел — тело его стало «здраво и гладко» [8].

«Сало было, стало мыло»

В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по–своему.

В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение» пытались расшифровать как «крестильная купель». Если ряд русских историков XVIII в.

, в том числе Татищев, Щербатов, митрополит Платон и другие в словах из летописи «банное строение» подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели.

[9] Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей–историков, как Когановский, Болтин, Зуев и др.

Исследователь древнерусской медицины Николай Алексеевич Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например, «Повесть о Петре и Февронии». [10] На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек.

Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою» (мицелием древесного гриба), соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт» — сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8).

«Убрусец» — полотенце — можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI–XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича (1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).

На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён.

С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное.

Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров–мыловаров.

Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [11] Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т. н. щёлок, получаемый из древесной золы.

О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная.

Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е. А.

Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз». [12]

Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п.

, а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров.

В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.

Источник: http://ruvera.ru/parnaya_banya_1

Баня с другого ракурса: банные традиции, приметы и суеверия

Коли б не баня, то все бы мы пропали (поговорка) 

Ах, русская банька! Даже захотелось перефразировать слова классика: кто не любит русской бани? Или еще так: любите ли вы баню так, как люблю ее я? Для русского человека баня – это не просто гигиеническая процедура.

Это ритуал, это целый комплекс мероприятий, который с успехом может заменить дорогой сеанс в СПА-салоне.

Сколько удовольствия и наслаждения доставляет баня! А сколько пользы!
Русская баня у реки Наши предки-славяне начали строить места для омовений еще в глубокой древности и гораздо раньше, чем таковые появились у других народов.

Так что наша русская банька уже упоминалась в устном творчестве даже в те далекие времена, когда письменности у многих народов не было и в помине. 
Баня внутри
Уже в начале первого тысячелетия на Руси пользовались банями.

Но не только славяне любили банный пар: издревле люди разных народностей сооружали подобные строения.  Древние русичи верили в великую целительную силу бани, считали, что она очищает не только тело, но и душу. Здоровье всегда связывалось с чистотой: недаром жестокие эпидемии чумы, когда-то выкосившие население более чем половины Европы, не коснулись Руси.

  

Хороша банька! 

Но сегодня у нас речь не о пользе бани, об этом уже достаточно написано в публикациях нашего сайта. Давайте попробуем взглянуть на баню с другой стороны и вспомним стародавние банные традиции, приметы и суеверия. Баня издавна у большинства народов являлась местом священным, мистическим и загадочным, где можно было встретиться с таинственными силами и духами потустороннего мира.  Основное предназначение бани – омовение и парение. Но не только для этого служила баня у наших предков. Она была непременным атрибутом всей жизни русских людей. Все существенные и значимые события так или иначе были связаны с баней: свадьба, рождение, лечение. Существовала в селениях такая традиция – непременное посещение бани накануне венчания и на другой день после свадьбы.   

В ней не только мылись, но и стирали белье; в бане лечили и «правили» кости; роды, родовспоможение тоже проходило в бане. Ведь лучшего места для этого в крестьянском подворье было не найти: тут и чисто, и тепло, и горячая вода есть. И здесь же занимались гаданием, колдовством, делали заговоры или снимали порчу.

Баня на берегу озера  В баню шли париться в период трудных жизненных ситуаций и испытаний, а также предчувствуя дыхание смерти. Так что баня была одним из важнейших мест в обиходе нашего народа и пользовалась особым почетом. В древности считалось, что баня способствует как телесному, так и духовному очищению. По старинным поверьям, в бане обитали свои собственные банные духи, главным среди которых был банник – своеобразный банный домовой. По старославянским верованиям, этот представитель потустороннего мира был любитель пошутить и попугать: мог запереть банную дверь так, что и не выберешься, навести на человека морок. Потому в баню обычно не ходили поодиночке и старались в ней не ночевать.

Но банник – это мужской дух бани, а был еще и женский по прозванию обдериха. Обдериху считали особенно опасной для беременных женщин и рожениц, поэтому они никогда не ходили в баню одни. Считалось также, что банник и обдериха плохо уживаются вместе.

Некоторые представляют себе банника так. Фото сайта taynikrus.ru  Банника представляли маленьким темным старичком, этаким карликом, а обдериху в виде призрачной женской фигуры с длинными спутанными космами волос и торчащими изо рта зубами.  Наши предки старались не разгневать банных духов, а, напротив, заслужить их расположение и смягчить отношение, поэтому постепенно сформировались особые банные приметы: 

  • париться следовало только в определенное время: летом нужно было помыться до полуночи, а лучше до 18 часов (считалось, что ночью в бане парится банник). Зимой же в баню следовало ходить только до полудня. Посещать баню ночью, как и ночевать там, категорически не следовало;
  • нельзя было заходить в баню без стука или надо было предварительно спросить разрешения; 
  • после мытья должна была оставаться вода и кусочек мыла для банника;
  • понедельник считался запретным днем, зато четверг и суббота – самыми благоприятными банными днями;
  • в первую очередь в баню всегда ходили мужчины, и только после них могли идти остальные домочадцы; 

Баня с травами и вениками

  • существовали некоторые правила поведения в бане: вести себя нужно спокойно, не ругаться, громко не разговаривать и не смеяться, не стучать шайками и ковшами;
  • в пьяном виде нельзя ходить в баню, так же как и с нехорошими, блудными мыслями; 
  • плевать на камни печи категорически запрещалось, да и то – можно было получить от банника ответный плевок, или, чего доброго, мог герпес приключиться;
  • после каждого банного дня баню приводили в порядок и оставляли в чистоте;
  • ходили в баню только по три захода (три пара): считалось, что на четвертый заход парится сам банник.

Люди старались следовать этим приметам, чтобы поменьше беспокоить банника — таинственного обитателя парной. Чтобы баня хорошо функционировала, долго служила и в ней было приятно мыться и париться, банника старались задобрить: при первой топке бани на печь клали соль и кусочек хлеба, можно было просто бросить на камни немного соли. 
Банное убранство
Иногда под порог бани клали монетки, а после банных процедур благодарили банника и оставляли для него кусочек мыла и старый веник – ему ведь тоже нужно помыться и хорошо попариться. Издавна существует традиция: для гостя после долгой дороги обязательно топили баньку и отправляли попариться и помыться. И сейчас это очень широко практикуется, особенно в нашей дачной жизни. Гостей и друзей везут на дачу – на баню и шашлычки. Раньше не любили ходить париться в одиночку, так как считалось, что одному человеку в бане встретиться с нечистью гораздо легче, и это может стать даже угрозой для жизни. И в самом деле, есть в этом определенный смысл: а вдруг человеку в жаркой бане станет нехорошо — ему будет кому помочь. 
Банные принадлежности 

В бане обычно использовали индивидуальные средства для мытья (мочалки и мыло), особенно больные люди, чтобы не передать болезнь. Веник должен быть также свой у каждого парильщика. И сейчас эти правила вполне разумны с точки зрения гигиены. 

У заядлых парильщиков принято после горячего пара обливаться ледяной водой, а зимой даже купаться в проруби (если таковая имеется рядом) или прыгать в снег.

Мало кто знает, что и эта традиция идет издревле, когда считали, что обливание холодной водой очищает духовно.
Прорубь возле бани

Если баня сгорела, то на этом месте никогда не возводили больше никаких построек – ни бани, ни жилого дома.

Это место считалось проклятым, и новое строение могло постигнуть то же несчастье. 

В старину в бане не употребляли спиртное, ведь банник этого совсем не выносит, и даже верили, что он может содрать кожу с выпивающих. Этот запрет вполне обоснован – нетрезвый человек в бане может легко получить травму, обжечься, потерять сознание.

А сколько в русском языке имеется пословиц и поговорок про баню! Это еще раз подтверждает важнейшую роль бани в жизни нашего народа.  Стоит еще сказать и про веники. Это очень важный банный атрибут, ему всегда уделяли серьезное внимание.

Заготавливать веники следует в определенное время – примерно в середине июня, а вязать их можно только в полнолуние.

Когда ломают или срезают ветки для веника с березы, дуба или другого дерева, у него надо попросить прощения.

Что ж, хочется добавить, что когда мы приходим в лес за чем бы то ни было, действительно стоит попросить разрешения взять что-то из природы.

Веники — непременный банный атрибут
Веник всегда нужно было иметь каждому свой – негоже пользоваться им после кого-то. Раньше верили, что с чужим веником можно забрать на себя болезни и неприятности его хозяина. 

Сейчас не каждый имеет возможность самостоятельно заготовить веник для бани, но это не беда: в продаже они имеются, вы всегда можете выбрать и купить себе подходящий.

Веник массажный 4,5х68см (Банные Штучки) 321 руб СМОТРЕТЬ
Империя Садовода

Веник массажный, бамбуковый малый (Банные Штучки) 227 руб СМОТРЕТЬ
Империя Садовода

Веник дубовый «Богатырь» (Банные Штучки) 279 руб СМОТРЕТЬ
Империя Садовода

Веник дубовый с крапивой (Банные Штучки) 246 руб СМОТРЕТЬ
Империя Садовода

 

Вот такие интересные традиции и поверья связаны с баней. И сейчас русская баня в большом почете у народа и пользуется особой любовью. Наверное, ко всем этим старинным суевериям следует относиться с определенной долей здорового скептицизма, но некое разумное зерно все-таки есть во многих традициях.

Вот она — банька!

Не стоит их забывать. Давайте будем пользоваться этим великим благом, которое нам подарили наши далекие предки – русской баней, для собственного здоровья и удовольствия. Легкого вам пара!

Источник: https://7dach.ru/LenaMedvednikova/banya-s-drugogo-rakursa-bannye-tradicii-primety-i-sueveriya-111679.html

Банная магия и банные ритуалы

Наши предки регулярно посещали баню. Она являлась не просто помещением для отдыха, а была местом священным и мистическим.

Славяне считали, что, правильно попарившись в бане и верно совершив определенные обрядовые действия, можно получить не только бодрость, заряд сил, но и исцеление души и тела.

Издавна это место являлось одним из символизирующих самые главные вехи на жизненном пути, олицетворяло начало неких внутренних циклов жизни. В бане обязательно парились перед важными событиями и когда чувствовали опасность.
Баня была традиционным местом, куда отправлялась невеста, перед тем как пойти под венец, а что еще весьма интересно – местом для рождения ребенка.

Если взглянуть на баню с точки зрения мага, то мы увидим, насколько уникально само ее явление в жизни человека. Баня дает шанс даже не особо сведущему в магии человеку обратиться за помощью к первоэлементам. Ведь по своей сути баня – это соединение четырех стихий. Там есть стихии Воды, Воздуха, Огня. Ну а стихия Земли проявлена в камнях, дереве и самой основе помещения.

Попадая в баню, мы оказываемся в магическом пространстве, которое способно изменить нас самих и всю нашу жизнь. Если прийти туда с нужным настроем и вести себя в соответствии с магическими правилами, то в последствии можно ощутить внутри своего тела колоссальную силу элементов нашего пространства и даже почувствовать некое перерождение на всех уровнях физического и духовного восприятия.

БАННИК – ДРУГ БАНИ

В древности в славянской мифологии для бани выделяли отдельное божество, называли его почтительно – Банник. Лишь спустя некоторое время, с приходом новой веры и трансформацией древних традиций божество упростили до некоего сущностного духа, но его значимость и сила остались прежними.

Банник похож на домового; как домовой считался хозяином домашнего пространства, так Банник отвечал за пространство банное. Отнести его к разряду добрых или злых духов сложно, так как, подобно ситуации с домовым, все зависит от того, заладились ли отношения с Банником.

Изучая народные сказания о банном духе, можно встретить самые разные истории. В хороших рассказывается, как добрый Банник помогал детишкам и семье, исцелял хозяев дома от болезней.

Но есть истории, в которых говорится, что Банник, который обиделся на плохое поведение хозяев и разозлился, был способен на жестокую месть и даже на то, чтобы нанести вред человеку.

При этом, если обидеть Банника, он может мстить изворотливо, например – запарить до страшной задышки человека в бане, а никто и не узнает, кто содеял плохое.

С Банником шутки плохи, но и без него нельзя. Без этого духа баня неживой будет, да и кто как не Банник способен отогнать всякую злую силу от помещения. Так что Банника таки нужно завести в новой бане и стараться не обижать его.

ЗАЗЫВ БАННИКА

Что нужно для того, чтобы в бане появился Банник? Старинные поверья говорят нам о том, что, если в бане хотя бы раз побывала роженица и родила там ребенка, появление в вашей баньке банного духа гарантировано. Но так как в нынешнее время, согласитесь, гораздо безопаснее рожать в роддоме, под наблюдением медицинского персонала, поговорим об альтернативных вариантах.

Зазвать Банника можно и самим. Если зазывает молодая семья, то идеально будет, если они оживят спящую баню своей энергией. Чтобы вызвать всплеск энергетических сил, нужно заняться в бане любовными утехами. Именно так!

Собираясь в новую баню, следует взять с собой пожертвования – щедрые дары для Банника.

В качестве даров подойдет большое количество кваса (желательно в большом деревянном кувшине), а также черный хлебец, густо посыпанный солью.

Хлеб оставлялся как подношение для Банника (аналог того, как мы делаем сладкие угощения для того, чтобы задобрить домашнего духа домового). Квасом обливали стены бани.

Чтобы зазвать Банника, принося дары, следует произнести следующие волшебные слова:

Зову сюда хозяина банного, зову сюда Банника доброго,

будешь мирно здесь поживать, баньку нашу оберегать!

Да свершится!

И в дальнейшем следует периодически задобрять Банника дарами, чтобы он не злился, не обижался и помогал хозяевам. Отправляясь в баню, можно каждый раз брать с собой кусочек черного ржаного хлебца с солью, периодически повторять обливание стен квасом.

Входя в помещение, желательно спрашивать у Банника разрешения.

Он очень доволен, когда хозяева следят за чистотой бани, ведут себя миролюбиво, без каких-либо злых споров и выяснения отношений.

Слишком много жару в бане банный дух не любит, и еще ему не нравится, если люди торопятся поскорее закончить процедуру омовения. Банник одобряет, когда хозяева используют во время купания травы, всякие травяные настои. Если Баннику полюбиться, то он и сам начинает помогать баньку в чистоте держать, и пар лучше делает, а хозяевам сил и здоровья прибавляет.

Попарившись, Баннику оставляли пар, веничек свежий для него персонально и банную лохань (сосуд с чистой водой). Мол, и ему попариться в своем жилище нужно.

Также из дополнительных правил для лада с Банником нужно помнить о том, что самому ходить в баню нежелательно. А в ночное время после захода солнца вообще без особой надобности появляться там не надо.

Банник старается на благо вашего здоровья и жизни, отгоняя злые силы, новы сами можете помочь ему в этом нелегком деле. Посадите вокруг бани как можно больше крапивы, особый акцент делая на пространстве возле порога.

Магические свойства крапивы – очищать и защищать от вторжения злых сил.

Густо и рясно посадив у порога бани крапиву, вы тем самым окажете посильную помощь Баннику, так как нечистым силам будет сложно преодолеть такую преграду.

Кстати, покидают баню так, как люд из церкви выходит – то есть спиной вперед, чтобы не задеть неуважительным поведением хозяина бани.

На всякий случай скажем о том, что, если вы случайно нарушите какое банное правило и разгневаете Банника, в народе говорят, что тогда спасения нужно искать, выбежав из бани к дому и окликнув других близких духов: домового (духа дома) и овинника (духа овина). Так как овин даже не возле каждого частного дома нынче есть, то звать нужно домового, чтобы выручил и спас.

КАК ВЫГЛЯДИТ БАННЫЙ ДУХ

Банник обычно старался оставаться невидим человеческому взору. Тем не менее он не особо заботился о бесшумности своего поведения. Его можно было услышать – особенно ночью, когда дух разбирал кучку новых неошпаренных веников, которые хранились в бане, или просто отдыхал, сидя на полке под потолком и бормоча какие-то свои напевы.

Редко Банник мог и показаться, если это становилось ему нужным. Иногда люди сами вызывали Банника во время проведения магических действий внутри бани. Приходя, он чаще всего был немножко похож на домового.

Появлялся в обличье маленького деда, порою без одежды или иногда облепленный листьями березы да дуба от банных веников. Дедок был с длинными седыми волосами и бородкой. Поговаривали, что глаза у банного дедка необычные – очень большие и радужные, а не естественные однотонные.

В некоторых регионах говорят, что Банник может явиться как огромная мохнатая черная сущность, силуэтно напиминая чем-то человека.

БАНЬКА ПАРИТ – ЗДОРОВЬЕ ДАРИТ

Чтобы улучшить самочувствие и укрепить здоровье, в бане можно было произнести такие слова:

Банька здоровье дает, когда парит, пусть баня болезнь испарит и мое здоровье поправит,

прочь прогонит усталость и тяжесть в теле.

Пусть свершатся сии слова на деле! Да свершится!

Попарившись, уже когда обливались после баньки водой, для пущего эффекта на эту воду трижды наговаривали заклинание::

Пусть освободит меня эта вода от всей грязи телесной

и всей грязи душевной! Да свершится!

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВЕНИКИ

Нужно упомянуть о том, как готовить и заговаривать веники, а также – для чего их можно использовать в магических банных ритуалах.

«Ломать», то есть создавать веники, следовало во время полнолуния, в нечетный день. Веник обычно делался из березы или дуба, но тут тоже есть свои правила. Березовые ветки нельзя было брать с березы, которая росла в два ствола из одного корня.

Также нельзя применять ветки с дерева, которое перетерпело пожар или вообще выглядит не очень хорошо.
Жители некоторых славянских регионов рассказывали о том, что, когда идете за ветками для новых банных веников, нужно брать с собой собаку.

Если собака спокойно реагирует, когда вы занимаетесь работой по заготовке веника, то он будет служить на добро, а если же собака громко лает и нервничает, то веник может, наоборот, ухудшить здоровье.

СИЛА БЕРЕЗОВАЯ ДЛЯ ЛЮБВИ И ЛАДА В СЕМЬЕ

Березовые веники особенно ценились представительницами прекрасного пола, ведь береза – дерево женское. По преданиям, она помогала наладить понимание с мужем, прогнать прочь ссоры, возродить любовь, родить детишек, призвать лад и мир в семью.

Такой особый березовый веник по-особому и готовился. Нужно было отправиться за ветками к семи березам. Очень желательно, чтобы они росли возле речки, немного склонившись к водице своими стволами.

Уже в самом процессе связывания «семиберезовых» веток в один банный веник следовало сказать такие слова:

Береза, дерево силы женской, дерево доли девичьей,

ты к воде гнулась, так пусть бы … (я или имя жены) и … (имя мужа) друг к другу с любовью тянулись!

Слово это не перебить! Так тому и быть! Да свершится!

Кроме такой любовной магии, березовый веник хорошо помогает бороться со стрессовым состоянием, восстановиться после тяжелых нагрузок. Он отлично очищает кожу. Помимо этого, березовый веник рекомендуют людям, которые ощущают боль в мышечных тканях и суставах.

СИЛА ДУБОВАЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВРАГОВ

Дубовый веник всегда был востребован мужчинами. Дело не только в том, что дуб – мужское дерево силы. Считалось, что веник из дуба способен вернуть представителю сильного пола потенцию, дать ему силу и выдержку для любовных подвигов.

В магических банных обрядах новый дубовый веник можно использовать для того, чтобы защитить себя от нападок недоброжелателей.

Если вы никак не примиритесь со своим врагом или даже врагами, чувствуете агрессию в вашу сторону, проведите следующий обряд.

Веником ударьте себя двенадцать раз по плечам. В процессе каждый раз произносятся такие магические слова (то есть всего заклинание повторяется 12 раз):

Дуб, символ родовой силы,

дуб, символ мужской силы,

суть твоя могущественна,

корни твои глубокие, ветки твои крепки.

Пусть же и я буду крепок перед врагами своими,

пусть же я буду защищен от их козней и нападок!

Слово это не перебить! Так тому и быть! Да свершится!

Кроме того, использование дубового веника рекомендовано для общего укрепления и оздоровления организма. Очень хорош веник из дуба для тех, у кого жирная кожа.

БАННАЯ МАГИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ

Следующий банный обряд поможет слабому полу выглядеть краше и чувствовать себя увереннее и лучше.

Нужно в день богини Макоши-Матушки (в пятницу) в утреннее время отправиться в баню.

Баньку следует приготовить ароматическую: на камни брызните по крохотной капельке ароматического масла розы ( классически использовалась роза с добавлением чуточки меда, нынче можно влить для усиления эффекта немного ароматического масла пачули или иланг-иланга).

Оставьте все заботы и проблемы за порогом бани. Войдя в помещение, произнесите слова (их желательно выучить на память перед тем, как отправляться вершить банный обряд):

Макошь-Матушка, молвлю к тебе, прошу о поддержке.

Банник, хозяин банный, у тебя помощи прошу,

Помогите мне всю скверну с тела прогнать,

помогите мне красоту и очарование к себе призвать!

Пусть стану я красивее и милее,

пусть при взгляде на такую прелестную меня

каждый милуется мной, радуется и добреет!

Мне на добро и на красоту!

Пусть вершится как я велю!

Да свершится!

Когда будете париться, прочувствуйте, как божественные силы производят над вашим телом магическую работу.Наполняйтесь дивной энергией красоты и очарования.

«БАННЫЙ ПЯТАК» ДЛЯ УДАЧИ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

Магия «банного пятака» напрямую связана с банным духом – «Банником». Торговый люд и купцы прекрасно знали, что при хороших отношениях с Банником можно выпросить у него благословение на удачу в делах денежных. Для этого следовало на ночь оставить в бане пятак, который сверху должен быть хорошо посыпан солью. Оставляли пятак «соленый» с такими словами:

Банник, хозяин банный,

соль в знак моего уважения к тебе прими,

а пятак сей на удачу заговори и мне верни!

На добро, на радость, на достаток! Да свершится!

На зорьке приходили забирать монету. Если на ней соль вся растаяла, то это было добрым знаком. Если же соль оставалась, значит не захотел помогать вам Банник.

БАННЫЙ РИТУАЛ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

В этом обряде есть свои сложности, нужно внимательно его изучить и заучить на память тексты обращения к Баннику. Но если вы все-таки сможете его правильно совершить, то такими действиями призовете себе стабильную удачу в денежных делах.
Обряд совершается на растущей луне. Рекомендуется облачиться в натуральные льняные одеяния.

В них должно быть два кармана: левый и правый. Левый карман максимально наполните зерном (лучше всего пшеничным), а в правый бросьте три горсти боярышниковых плодов. Сделали? Тогда сразу отправляйтесь в баню. Там следует зажечь свечу из натурального воска и держать ее в правой руке. Одновременно с этим левой рукой через ваше левое плечо бросьте пшеничные зерна.

Во время этого процесса произносите такие слова:

Банник, Банник, Банник, зерно пшеничное возьми.

Банник, Банник, Банник, тебе вина красного дам.

А ты, хозяин банный, хорошую жизнь нам устрой,

чтобы горя мы не знали, чтобы желанное получали!

Банник, Банник, Банник, тебе пряник вкусный дам,

а ты, хозяин банный, счастливо жить помоги,

чтобы в доме были кушанья да вкусные пироги,

чтобы смогли желанное получать да в достатке всегда пребывать!

Отныне и навек!
Когда закончите произносить первую часть слов, перенесите свечу из правой руки в левую.

Теперь правой рукой трижды бросьте через правое плечо три горсти плодов боярышника. Во время этого процесса произносите следующие волшебные слова:

Банник, Банник, Банник, возьми боярышника плоды.

Банник, Банник, Банник, тебе стол пышный накрою,

а ты, хозяин банный, хорошую жизнь нам устрой,

чтобы горя мы не знали, чтобы желанное получали!

Банник, Банник, Банник, тебе пряник вкусный и медку дам,

а ты, хозяин банный, счастливо жить помоги,

чтобы в доме были кушанья да вкусные пироги,

чтобы смогли желанное получать да в достатке всегда пребывать!

Отныне и навек!

Да свершится! Да свершится! Да свершится!

Свечу установите на полу бани, прямо по центру, и ждите, пока она полностью не выгорит. После этого сразу уходите и не оглядывайтесь.

Через три ночи вы обязательно должны прийти в баню снова. В восточной части помещения оставьте бокал с красным вином.

Произнесите при этом новые слова:

Банник, хозяин банный, угощение сие принимай, дело свое знай,

достаток и счастье наше охраняй,

добро и прибыль нашу умножай!

Еще через три ночи на той же восточной части банного помещения следует оставить решето (оно должно быть новым), щедро наполненное свеженькими пряниками, также оставьте баночку меда (главное условие – не закрытую, без крышки). Произнесите при этом, обращаясь к Баннику, такие слова:

Банник, хозяин банный,

вот тебе сладкое угощение выставляю, принимай,

а нам в дом и в семью нашу процветание и достаток давай!

На счастье, на процветание, на добро!

Пусть будет вечный мир между нами!

Отныне и навек! Да свершится! Да свершится! Да свершится!

Если поладить с Банником, можно получить от него много помощи и поддержки, благодаря которой ваша жизнь будет в достатке и радости.

Источник: http://masterveda.ru/vsie_zapisi/bannaya-magiya-i-bannye-ritualy.html

Бондарка для бани

После того, как отделка бани и сауны завершена, самое время подумать о предметах, которые необходимы для банных процедур – запарнике для веника, ковше и ведре для воды, шайке для мытья … Истинные ценители бани знают, что подбирать эти изделия нужно из натуральных материалов и лучше всего для этих целей подойдут бондарные ёмкости из дерева.

В бане происходит регулярный контакт с влагой, поэтому применяемые материалы должны быть стойкими к влажности, не разбухать, не гнить и не деформироваться. Кроме этого, воздух в парной то сильно прогревается, то охлаждается, поэтому материалы в парилке должны быть устойчивы к нагреву и перепадам температуры, не рассыхаться и не разрушаться.

Что же это за загадочные бондарные изделия?

Сосуды и ёмкости для жидких, полужидких и сыпучих веществ, изготовленные из дерева без применения синтетических соединительных веществ, получили название бондарных, а их производителей звали бондарями. Изготавливают их из отдельных брусков с прямоугольным сечением (клёпок или ладов), которые плотно друг к другу подгоняются и потом соединяются обручем.

Главными свойствами древесины для бондарного ремесла являются её способность хорошо колоться по длине волокон, гибкость при распаривании, хорошая обрабатываемость. Если подготовленные брёвна неправильно расколоть, то клёпки могут треснуть при сгибании и жидкость в ёмкости будет протекать.

Также полученные изделия должны быть прочными и долговечными, не гнить и не разрушаться.

Бондарное ремесло существует уже много веков. Бондари изготавливают бытовую посуду, вёдра для питьевой воды, кадки и бочки для солений, в ней перевозят и хранят различные продукты. Бондарные ёмкости нашли применение в виноделии и пивоварении, в них засаливают овощи и хранят молочную продукцию.

И для бани и сауны бондарные изделия достаточно актуальны, здесь всегда должны быть под рукой вёдро для воды, таз и шайка, ковш или черпак, запарники для веников, купели и обливные устройства.

И желательно, чтобы они были из натуральных материалов, которые не будут сильно раскаляться и прослужат продолжительное время без разрушения и потери привлекательного внешнего вида. Лучше всего для этих целей подходит натуральная древесина.

Она не выделяет вредных соединений при нагреве, имеет приятный внешний вид и, несмотря на высокую температуру в парной, изделиями из дерева нельзя обжечься. Для бондарных изделий, предназначенных для бани и сауны, очень важны такие свойства древесины, как прочность, влагостойкость, гигиеничность и внешний вид.

Из лиственных пород для изготовления бондарных ёмкостей наиболее популярны дуб, осина и липа, также используются ольха, берёза и тополь. Среди хвойных деревьев нашли применение ель, сосна, кедр, лиственница, можжевельник. У каждой породы древесины есть свои достоинства и недостатки.

Материалы для бондарных изделий

Липа – аромат и лёгкость

Липа является одним из лучших материалов для изготовления бондарных изделий: она хорошо пилится во всех направлениях и легко раскалывается. Благодаря этому свойству её белую с розоватым оттенком древесину можно легко украсть резьбой. Она почти не рассыхается, не коробится и не растрескивается.

Осина – мягкость и однородность

Осина – самый ходовой материал в бондарном ремесле. Один из недостатков осины разбухать от влаги в бондарном ремесле является достоинством.

Благодаря этому свойству осиновые клёпки смыкаются настолько плотно, что их практически трудно различить. В распаренном виде осиновые клёпки хорошо гнуться.

Мягкость и однородность древесины осины позволяют делать из неё различную декоративную посуду, украшенную резьбой. Древесина осины имеет белый цвет с лёгким зеленоватым оттенком.

Дуб – надёжность и долговечность

Среди лиственных пород дуб лучше всего подходит для изделий для бани. Он хорошо колется, после распаривания она становится гибкой и хорошо гнётся. Древесина дуба плотная и тяжёлая, она не подвержена гниению, а в воде она становится даже еще прочнее. Служить такие изделия будут много лет, они не боятся даже самых суровых условий эксплуатации.

Если говорить о хвойных породах деревьев, то главное их достоинство – аромат, который появляется при нагреве, а проводить банные процедуры с ними становится еще полезнее и приятнее.

Инструкция по применению бондарных изделий

Перед первым использованием бондарную ёмкость нужно хорошо промыть, а если она долго не использовалась, в неё необходимо налить доверху холодную воду и оставить её на 2-3 часа. Дерево набухнет, что предотвратит образование микротрещин.

Затем эту воду нужно слить, а изделие промыть чистой водой. Для дезинфекции и предотвращения впитывания запахов бондарку пропаривают. Для этого внутрь наливают кипяток, закрывают крышкой и оставляют на 30 минут. Когда вода немного остынет её сливают.

Теперь ёмкость готова к использованию в парилке. В изделиях из древесины нельзя использовать моющие и чистящие средства, достаточно протирать их мягкой щёточкой и промывать холодной водой.

После окончания каждой банной процедуры необходимо ошпаривать бондарку кипятком и вытирать насухо, держа подальше от печи. Это предотвратит образование плесени и появление трещин на изделии.

Если вы предпочитаете использовать дубовый веник, то готовьтесь к тому, что запарник со временем потемнеет, т.к. дуб отдаёт воде дубильные вещества, придающие тёмный оттенок поверхности.

Запарник для веника

Одним из главных предметов в русской бане – запарник для веника. Обычно его изготавливают ёмкостью от 10 до 30 л. И используются вставки из металла или пластмассы. Запарники бывают с крышкой и без.

Чтобы правильно запарить банный веник, нужно налить в него воду не горячее 60-80С и держать не более 5 мин. Причём берёзовый веник можно запаривать повторно, а вот дубовый — только один раз. Запаривать веник нужно непосредственно перед парением.

А с гигиенической точки зрения каждому парильщику нужно подготавливать свой личный веник.

Ковши для воды

Банный ковш используется для того, чтобы набирать воду в шайку или запарник. Многие предпочитают иметь отдельные ковшики в бане для холодной и горячей воды. Маленькими черпаками удобно плескать воду на печные камни, а ковшами побольше можно наливать воду в тазы и шайки, обливая себя после выхода из парилки.

Обливное устройство

Специальные устройства для обливания водой (его еще называют водопадом) также изготавливают по бондарной технологии. Обливное ведро объёмом 20-30 л. крепится к стене выше роста человека, вода в него подаётся по специальному шлангу.

Чтобы облиться холодной водой после парилки достаточно дёрнуть за верёвку, после чего ёмкость возвращается в исходное положение, а вода снова начинает в него набираться.

Обливаться можно, стоя в купели или же нужно предусмотреть слив воды в полу.

Купель

Русскую баню трудно представить без купели для принятия контрастных водных процедур. Это наверно самая большая бондарная ёмкость для бани. Она бывает разного объёма и формы. Стандартная купель на четверых обычно изготавливается круглой формы и объёмом 1500 л.

Истинным поклонникам бани наверняка не всё равно в чём запаривать веник, каким ковшом поддавать на камни, из чего обливаться холодной водой после парной … Поэтому надо правильно выбрать эти важные банные принадлежности, тогда пребывание в бане принесёт вам настоящее удовольствие и только положительные эмоции.

Приятного отдыха и лёгкого пара! Ваша «БаняПлюс»

Источник: http://BanyaPlus.ru/blog/110-bondarka-dlya-bani

Ссылка на основную публикацию